English 

 Экономика

 "  Инвестиционный климат
 "  АПК
 "  Промышленность
 "  Научный потенциал
 " 
 "  Связь
 "  ТЭК
 "  Минерально-сырьевая база
 "  Архитектура и строительство
 "  Отдых и туризм
 "  Межрегиональные и международные связи

Транспорт

Развитие транспортной инфраструктуры относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель развития транспортной инфраструктуры республики - создание условий для улучшения социально-экономического положения путем снижения издержек транспортировки товаров, грузов и пассажиров по территории республики и страны, улучшения качества и безопасности транспортных перевозок, обеспечения растущих потребностей экономики Республики Калмыкия и России в транспортных услугах.

Основными задачами развития транспортного комплекса являются:

  • интеграция транспортного комплекса в мировую транспортную систему, формирование на территории республики и России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения Республики Калмыкия;
  • обеспечение безопасного функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам;

Не менее важная задача - импортозамещение. Россия импортирует ежегодно транспортные услуги в объеме 3 млрд. долларов. Часть этих средств реально вложить в развитие собственных транспортных услуг, способных заменить импортируемые с тем же качеством, но по более низким тарифам. Импортозамещение помимо перехвата 5-6 % товарного потока на российскую транспортную систему и прямого экономического эффекта от снижения стоимости транспортировки стимулирует экономический рост в смежных отраслях экономики.

Занимая выгодное географическое положение, имея выходы к морям, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия владеет и уникальными возможностями участия в международном транзите. Для защиты российских интересов и предотвращения изоляции России необходимо подключение Российской транспортной системы к международному движению пассажиро и грузопотоков путем создания направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней, Центральной Азии с использованием паромных переправ через Каспий;

развития и расширения международных авиалиний, сети железнодорожных и автомобильных путей сообщения.

В результате обособления транспортных инфраструктур республик Средней Азии, а также военно-политической нестабильности в регионе Северного Кавказа и Закавказья Россия оказалась фактически отрезана от безопасных и экономически эффективных выходов на Иран, Пакистан, Афганистан, Индию и страны Персидского залива.

Проблема Черноморско-Средиземноморских проливов становится с каждым годом все более острой. Необходимо срочно предусмотреть варианты смещения транспортных акцентов, в связи с тем, что общей мировой тенденцией является перемещение финансово-экономического полюса в сторону Востока.

Растущая потребность в межконтинентальных транспортных перевозках суверенных республик Центральной Азии, а так же Европейских и Азиатских стран и тенденция перемещения финансово-экономического полюса в сторону Востока предопределяют рассмотрение новых вариантов транспортных сообщений.

Программа развития транспортной инфраструктуры включает направления:

  • реализация транзитного потенциала республики и России;
  • развитие транспортной авиации;
  • развитие инфраструктуры железных дорог и конкурентного сектора железнодорожных перевозок;
  • развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры;

Трансконтинентальный транспортный Коридор "Север - Юг", основная трасса которого пролегает по направлению Индия - Иран - Каспийское море - европейская часть России с выходом на Европу предполагает загрузку мощнейшей единой глубоководной системы. Каспийский бассейн является естественным "шлюзом" между транспортными системами Европы, Азии и Среднего Востока.

Анализ обстановки в регионах российского Прикаспия (политической, экономической, географической, климатической, гидрогеологической и т.д.) позволяет утверждать о необходимости задействовать географически самый оптимальный выход к странам Ближнего Востока, Западной Азии и Персидского залива через Российское побережье Каспийского моря - Порт Лагань (Республика Калмыкия, Россия). Развитие транспортных связей и формирование трансконтинентального железнодорожно - морского коридора через Республику Калмыкия с организацией морского порта "Лагань" позволит не только соединить железные дороги Скандинавских стран, стран СНГ и Восточной Европы с Ираном, но и также через железнодорожные сети Ирана выйти на Пакистан, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Это паромное сообщение окажет большое влияние на решение социально-экономических проблем прибрежных районов прикаспийских государств и России в целом.

Прокладка транспортного трансконтинентального коридора по территории России дает дополнительный рычаг воздействия на страны Прикаспийского региона, Средней Азии и повышает ее авторитет в Европейском Сообществе.

Данный транспортный коридор соединит автомобильные и железнодорожные магистрали, которые обеспечат не только нужды клиентов в смешанных мультимодальных перевозках между Европой, Ближним Востоком и Западной Азией, но и даст возможность доставки грузов в бесперевалочном варианте и обеспечить наибольшую степень безопасности для грузовых и пассажирских потоков при одновременном и значительном сокращении сроков и стоимости перевозок. Доставка грузов из стран Ближнего Востока на Дальний Восток ускорится в 1,5 раза, затраты на перевозки сократитятся на 40 %.

Другой важнейшей приоритетной задачей развития транспортной инфраструктуры является развитие сети международных авиалиний.

Основными задачами государственной политики в области развития гражданской авиации являются:

  • осуществление мер поддержки отечественных авиакомпаний на международных авиатранспортных рынках при заключении межправительственных соглашений о воздушном сообщении;
  • принятие системных мер по комплексному развитию сети аэропортов, доведению обеспеченности их наземной производственной базы до нормативного уровня, а также создания инвестиционных условий для развития наземной материально-технической базы аэропортов.

Магистральная сеть железных дорог России на основных направлениях имеет резервы для освоения возрастающих потребностей экономики и населения страны в перевозках. Вместе с тем усиление железнодорожных перевозок предполагается осуществлять за счет расширения сети железных дорог на направлениях к российским портам на Каспии и пограничным переходам, перспективным для развития экспортного потенциала, линии, обеспечивающей перевозки транспортоемкой продукции и сырья для народного хозяйства, местам освоения перспективных месторождений природных ресурсов Каспия и Прикаспия.

Развитие железнодорожной системы в этом направлении повысит доходность перевозок на основе дальнейшей дифференциации тарифов и обеспечит безубыточность и безопасность перевозок пассажиров и грузов.

Здесь будет сформирован крупный транспортный узел со строительством железных дорог: "Лагань - Улан-Хол" протяженностью в 42 км. и расчетным грузооборотом более 13 млн. тонн в год, "Улан-Хол - Элиста" - 240 км. и "Лагань-Улан-Хол-Волгоград" - 472 км.

Железная дорога "Лагань - Улан-Хол - Волгоград" будет проходить по местности без сложных рельефов - исключается строительство искусственных технических сооружений.

Эксплуатация железной дороги "Лагань - Элиста" будет способствовать подъему экономики республики и даст России дополнительные рычаги воздействия на страны Прикаспийского региона , средней Азии, создаст предпосылки для превращения России в ключевое звено стратегического маршрута между Европой и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам. Неудовлетворительно транспортно-эксплуатационное состояние дорожных сооружений. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к основным транспортным узлам.

Приоритетным направлением в развитии системы автодорог предлагается:

  • создание системы автомобильных магистралей и подъездов к крупнейшим транспортным узлам (морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям) в международных и важнейших межрегиональных транспортных коридорах; интеграция национальной системы автомобильных магистралей в соответствующие Европейскую и Азиатскую системы с обеспечением адекватного места России в международных транзитных перевозках;
  • обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также учет природоохранных требований и условий экологической безопасности.
  • обеспечение соответствия протяженности и пропускной способности федеральной и территориальных сетей автомобильных дорог требованиям территориальной связанности и обороноспособности страны.

Таким образом, согласованное развитие транспортной инфраструктуры обеспечит интеграцию евроазиатских транспортных систем для беспрепятственного передвижения через национальные границы пассажиров и грузов.

Рациональное взаимодействие между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи оптимизирует транспортный процесс, повысит качество перевозок и снизит тарифы на перевозки пассажиров и грузов, следовательно, сократятся транспортные издержки в конечной стоимости товара.

Мощный транзитный потенциал страны, обеспечивающий евроазиатские связи, станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объема транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Транзитная рента станет важной статьей валютных поступлений России. К 2010 году объем перевозок внешнеторговых грузов России составит 645-655 млн. тонн, объем транзитных перевозок грузов достигнет 58-60 млн. тонн. Перевозки пассажиров в международном сообщении составят 20-22 млн. человек.

По территории Республики Калмыкия проходит маршрут нефтепровода Тенгиз-Новороссийск Каспийского нефтепроводного консорциума (КТК) для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других близлежащих месторождений в Казахстане и России до терминала на побережье Черного моря в районе г. Новороссийск. Ввод нефтепровода в эксплуатацию предусматривается в октябре 2001 года.

В строительстве части нефтепровода на территории Калмыкии (275 км.) были задействованы трудовые и технические ресурсы республики.

Ввод трубопровода в эксплуатацию предусматривается в октябре 2001 года. В соответствии с договором акционеров, подписанным в 1996 г. доля России, как правительства-основателя КТК, составит 24 %.

За период эксплуатации трубопровода (40 лет) в федеральный и региональные бюджеты России поступит примерно 23,3 млрд. долл. США, из которых бюджет Республики Калмыкия получит примерно 1,8 млрд. долларов США.

Таким образом, реализация проекта КТК-Р становится мощным стимулом для развития экономики и России и Республики Калмыкия.

Организация паромного сообщения - Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора "NOSTRAC" ЕВРОПА-АЗИЯ

Анализ обстановки в регионах российского Прикаспия (политической, экономической, географической, климатической, гидрогеологической и т.д.) позволяет утверждать о необходимости задействовать географически самый оптимальный выход к странам Ближнего Востока, Западной Азии и Персидского залива через Российское побережье Каспийского моря - Порт Лагань (Республика Калмыкия, Россия). Порт Лагань находится в 150 км. южнее основного российского порта на Каспии - г. Астрахань и строящегося порта Оля в Астраханской области, т.е. ближе к территории Ирана. Протяженность Каспийского канала до п. Лагань - 45 км. Здесь предлагается организация паромного сообщения - Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора "NOSTRAC" ЕВРОПА-АЗИЯ, что позволит не только соединить железные дороги Скандинавских стран, стран СНГ и Восточной Европы с Ираном, но и также через железнодорожные сети Ирана выйти на Пакистан, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак.

Организуемое пассажирское, автомобильное, железнодорожное паромное сообщение между портами Нау-Шахр (Иран, Каспийское море) и Лагань (Россия, Каспийское море), предполагается рассматривать как составную часть железнодорожного транспортного коридора Хельсинки - Москва - Тегеран - Дубай с образованием двух новых трансконтинентальных железнодорожных маршрутов:

  1. Лагань - Нау-Шахр (Иран) - Бендер-Аббас (Иран) - Окха (Индия);
  2. Лагань - Нау-Шахр (Иран) - Бендер-Аббас (Иран) - Даммам (Саудовская Аравия). Данный транспортный коридор соединит автомобильные и железнодорожные магистрали, которые обеспечат не только нужды клиентов в смешанных мультимодальных перевозках между Европой, Ближним Востоком и Западной Азией. Даст возможность доставки грузов в бесперевалочном варианте и обеспечить наибольшую степень безопасности для грузовых и пассажирских потоков при одновременном сокращении сроков и стоимости перевозок. Для организации грузопотока в Каспийском бассейне предлагается использовать 4 современных железнодорожных автомобильно-пассажирских паромных судна и 6 только железнодорожных паромных судов.

Назначение паромного судна - обеспечение на линии Каспийского моря и Персидского залива круглогодичной перевозки (без ледоколов в зимнее время) максимально возможного количества грузовых вагонов, цистерн, автотрейлеров с тягочами, контейнеров, автотранспорта с топливом в баках и опасных грузов с 1 по 9 класс опасности, а также 240 человек пассажиров.

В общую потребность в перевозках грузов морским транспортом на Каспии добавляется 2,97 млн. тонн, где 2,17 млн. т. - экспорт из России в Армению и 0,8 млн. т. - из Армении в Россию.

Для функционирования предлагаемого паромного сообщения необходима инфраструктура портовых сооружений:

  • строительство подъездного ж/д участка к порту Лагань (42 км.) от магистральной ж/д;
  • строительство технологической инфраструктуры портовых комплексов (сухой док, база ремонта, станция водоочистки и т.д.);
  • строительство социальной инфраструктуры порта (жилые дома, дороги, магазины и т.д.);
  • строительство инфраструктуры таможенных и пограничных служб;
  • строительство подходного морского канала в районе порта Лагань (77 км.) прохода паромных судов с осадкой 8.5 м.
  • реконструкция подходного морского канала к порту "Лагань" (30 км) для прохода паромных судов.

Сумма капитальных вложений в портовую инфраструктуру составит - 7800 млн. рублей.

Кроме того на организацию паромного сообщения потребуется 14550 млн. рублей, в том числе на строительство 4-х единиц железнодорожно - автомобильно-пассажирского паромного комплекса с контейнерной площадкой - 12400 млн. рублей.

В целях реализации проекта создан международный консорциум "Нострак", объединивший 12 стран: Индия, Пакистан, Япония , Иран, Россия, Казахстан, Украина, Германия, Франция, Оман, Катар и Кувейт. Председателем совета директоров избран Президент Республики Калмыкия Илюмжинов К.Н. Консорциум "Нострак" будет управлять работой транспортного коридора и связанной с ним инфраструктурой. Интересы российских инвесторов и государственных ведомств будет представлять в консорциуме специально созданная в Российской Федерации компания "Российские трансконтинентальные линии". Деятельность "Нострак" будет осуществляться под эгидой ЮНИДО - организации ООН по промышленному развитию. Это дает освобождение от таможенных и других пошлин на срок окупаемости.

Создание железнодорожно-автомобильного маршрута по Каспийскому морю между Ираном, Россией и Туркменией позволит ускорить доставку грузов в 1,5 раза из стран Ближнего Востока на Дальний Восток и позволит сократить затраты на перевозки на 40 %.

Сроки перевозки грузов сократятся в 2-3 раза, что значительно снизит себестоимость перевозок.

Судооборот - 4372 ед. в год. Срок строительства - 2 года.

Рентабельность эксплуатации комплекса - от 20 до 40 %.

Налоговых поступлений, в первые годы эксплуатации, только в бюджет Республики Калмыкия составят до 200 млн. долларов в год.

Дополнительных рабочих мест - 1900 человек.

Это паромное сообщение окажет большое влияние на решение социально-экономических проблем прибрежных районов прикаспийских государств и России в целом.

Реконструкция аэропорта Элиста

Аэропорт Элиста сдан в эксплуатацию в 1971 году. Класс аэропорта - 4. Класс аэродрома - "Г", годен для приема и выпуска самолетов ТУ-134, ЯК-42, ЯК-40, АН-12 и воздушных судов классом ниже. Ограничения для самолетов ИЛ-18 и МИ-10 - не более 10 в сутки.

Аэропорт расположен в 8 км. севернее г. Элиста и в 5 км. восточнее от автотрассы Элиста-Волгоград, которая связывает автотрассы на регионы Северного Каспия.

13 августа 1996 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1265 - р принято предложение ФАС России об открытии аэропорта "Элиста" для международных полетов. В этой связи ведется реконструкция аэропорта до соответствия международным стандартам.

Для завершения реконструкции и дальнейшей эксплуатации аэропорта необходимо финансовых средств в сумме 140 млн. рублей. По завершению реконструкции аэропорта, согласно нормам годности эксплуатации гражданских аэродромов России, аэродрому будет присвоен класс "Б", будет обеспечиваться безопасный прием и выпуск воздушных судов типа ТУ-134, ТУ-204 и классом ниже круглый год, в любое время суток, в сложных метеоусловиях.

Выгодное географическое положение Калмыкии позволяет использовать аэропорт Элиста в качестве международного транзитного аэропорта на маршрутах "Европа-Азия", при этом значительно сократится протяженность авиамаршрутов из Европы в Юго-Восточную Азию, следовательно, снизится стоимость авиаперевозок и будут созданы условия для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации и Республики Калмыкия

Калмыкия в этнографическом и геополитическом пространстве России в какой-то степени экзотична для жителей других государств мира и обладает определённым туристским потенциалом. Транзитом пересекают республику в деловых, оздоровительных и иных целях "транзитные туристы".

Транзит грузо- и пассажироперевозок в республике возрастёт более чем в 10 раз после введения в эксплуатацию национального иппотерапевтического туристического юртового комплекса "Джангарленд" и пассажирского, автомобильного, железнодорожного паромного сообщения между портами Нау-Шахр (Иран) и Лагань (Россия)- составной части железнодорожного транспортного коридора Хельсинки - Москва - Тегеран - Дубай.

Принимая во внимание заинтересованность деловых кругов Исламской Республики Иран и Республики Калмыкия в дальнейшем расширении взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, в августе 2000 года между Элистинским аэропортом Республики Калмыкия и авиакомпаний "Иран Асеман Эйрлайнс" подписан протокол о намерениях открытия авиасообщения Дубаи-Тегеран- Элиста-Москва. В настоящее время проводятся подготовительные работы.

При условии стабильного поэтапного финансирования реконструкцию аэропорта можно завершить в течение 1 года.

Строительство железных дорог

Растущее освоение запасов углеводородного сырья Прикаспийских республик, в т. ч. Республики Калмыкия, повышает интерес многих государств к Каспийскому региону, как к зоне стратегических интересов и следует ожидать увеличения рейтинга Каспийского региона в мировой экономической практике.

Приоритетное развитие транспортной инфраструктуры Российского сектора Каспия, создание условий для расширения товарооборота с Ираном и Туркменией, перераспределение транзита Европа-Азия через Российские порты становится "сверхзадачей" Российской геополитики в регионе. Уже сейчас большой интерес вызывает организация паромного сообщения - Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора "NOSTRAC" ЕВРОПА-АЗИЯ у стран Дальнего Востока, составной частью которого являются железные дороги. В целях организации перевозки грузов и пассажиров более коротким путем в широтном направлении и увеличении грузопоставок в Восточную и Западную Европу и учитывая крайне сложное финансово-экономическое и социальное положение Республики Калмыкия, а также не полную загруженность железнодорожных линий на территории республики и предусматриваются строительство железных дорог: " Лагань - Улан-Хол", "Лагань - Улан-Хол - Волгоград" и "Улан-Хол - Элиста", которые будут проходить по местности без сложных рельефов - отпадает необходимость строительства искусственных технических сооружений. С учетом завершения строительства железной дороги "Мангышлак-Иран" по восточному побережью Каспийского моря, обеспечивающей поставку нефти на экспорт из Казахстана и южных месторождений России, возрастает роль станции Улан - Хол. Будет обеспечиваться перевозка 30-40 млн. тонн нефти в год, тем самым решится проблема, связанная с проходом танкеров через Турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того низкое техническое состояние и сложная пропускная способность железной дороги Астрахань - Волгоград предопределяют строительство железной дороги "Лагань - Улан-Хол - Волгоград", которая будет состоять из 2-х участков: " Лагань - Улан-Хол" и "Улан-Хол -Волгоград". Сметная стоимость строительства участка "Улан-Хол -Волгоград" протяженностью 430 км. - 16000 млн. рублей.

Так как железнодорожный участок "Лагань - Улан-Хол" протяженностью в 42 км. является составной частью проекта "Организация морского порта Лагань", как подъездной ж/д участок к порту Лагань, то дополнительных затрат на ого строительство не требуется.

"Элиста -Улан-Хол" протяженность 230 км. - 8600 млн. рублей.

Эксплуатация железных дорог "Лагань - Улан-Хол - Волгоград" и "Элиста -Улан-Хол" будет способствовать подъему экономики республики и даст России дополнительные рычаги воздействия на страны Прикаспийского региона, средней Азии, создаст предпосылки для превращения России в ключевое звено стратегического маршрута между Европой и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

Автомобильные дороги

По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам. Неудовлетворительно транспортно-эксплуатационное состояние дорожных сооружений. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к основным транспортным узлам.

В начале 80-х годов советские автомобильные перевозчики удерживали около 5 % рынка автомобильных перевозок Пакистана, до начала 90-х годов ежегодный транзитный грузооборот через ж/д станцию Джульфа (Азербайджан) на границе СССР и Иран составлял в среднем 2,3 млн. тонн в год. Морские перевозки осуществляло Черноморское морское пароходство (Одесса). Все это для России потеряно.

В настоящее время большая часть грузоперевозок между Россией и Ираном осуществляется автомобильным транспортом через территорию Турции с использованием паромной переправы Трабзон - Сочи. Расширяется участие авиакомпаний в грузовых авиаперевозках между Россией и Ираном и странами Персидского залива. Однако данные маршруты не в состоянии удовлетворить потребность в грузовых перевозках. Рассчитывать на возобновление железнодорожных перевозок через Азербайджан, Армению или Абхазию, Грузию, Армению в Иран в ближайщее десятилетие не приходится. Железно-дорожный транзит через территорию Казахстана, Узбекистана и Татарстана в Иран очень дорогой и длинный.

Приоритетным направлением в развитии системы автодорог предлагается:

  • создание системы автомобильных магистралей и подъездов к крупнейшим транспортным узлам (морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям) в международных и важнейших межрегиональных транспортных коридорах; интеграция национальной системы автомобильных магистралей в соответствующие Европейскую и Азиатскую системы с обеспечением адекватного места России в международных транзитных перевозках;
  • обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также учет природоохранных требований и условий экологической безопасности;
  • обеспечение соответствия протяженности и пропускной способности федеральной и территориальных сетей автомобильных дорог требованиям территориальной связанности и обороноспособности страны.

Основной целью развития автомобильного транспорта Республики Калмыкия должно стать обеспечение грузоперевозок с порта Лагань и обратно для обеспечения эффективной работы Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора "NOSTRAC" ЕВРОПА-АЗИЯ, а также снижение совокупных народнохозяйственных затрат на автомобильные перевозки на основе использования высококачественных автомобильных дорог.

Основным направлением развития сети автомобильных дорог в составе Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора "NOSTRAC" ЕВРОПА-АЗИЯ будет реконструкция и строительство основных автомобильных дорого по маршрутам:

  • Астрахань-Элиста-Ставрополь (реконструкция 120-135 км. - 162 млн. рублей; реконструкция участка п. Яшкуль-г. Элиста - 100 км - 1060 млн. рублелей);
  • Автомагистраль "Каспий" (реконструкция участков: Яшкуль-Комсомольский - 100 км. - 943 млн. рублей, Улан-Хол-Лагань - 44 км. - 288,2 млн. рублей, подъезд к г. Элиста - 50 км. - 600 млн. рублей);
  • Лагань - Яндыки (реконструкция - 340,1 млн. рублей);
  • Элиста - Зунда-Толга- Арзгир - строительство 13,5 км. - 94,5 млн. рублей;
  • Артезиан-Улан-Хол- Зензели - строительство (Часть автомагистрали Махачкала-Астрахань)- 1206,6 млн. рублей.

Повышение качества автомобильных дорого позволит сократить сроки перевозок, повысить время эксплуатации автомашин и их запасных частей, следовательно сократить затраты на перевозки.