English 

 Общество

 "  История
 " 
 "  Здравоохранение
 "  Культура
 "  Религия
 "  Спорт
 "  Казачество

Образование

За период с 1996 по 2002 год организационной основой системы образования Республики Калмыкия явились Законы Российской Федерации и Республики Калмыкия "Об образовании", основополагающие, важнейшие документы Президента Республики Калмыкия, Правительства и законодательные акты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. Среди них:

Указы Президента Республики Калмыкия:

  • от 14.08.1995г. № 181 "О методической системы укрупнения дидактических единиц академика П.М.Эрдниева"
  • от 02.10.1995г. № 217 "О государственной поддержке системы образования Республики Калмыкия";
  • от 23.09.1996г. № 152 "О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса "Джангар";
  • от 27.04.1998г. № 83 "О 350-летии национальной письменности "Тодо бичг" ("Ясное письмо") и 400-летии со дня рождения выдающегося ученого, политического и религиозного деятеля, создателя ойрато-калмыцкой письменности Зая-Пандиты";
  • от 07.05.1998г. № 87 "О мерах по дальнейшему возрождению и развитию калмыцкого языка";
  • от 05.11.1998г. № 203 "О мерах поэтапного введения реформированной орфографии калмыцкого языка";
  • от 10.06.2001г. № 93 "О проблемах калмыцкого языка";
  • от 04.07.2001г. № 63-рп "О развитии национальной системы образования в республике".

Закон Республики Калмыкия "О языках народов Республики Калмыкия", утвержденный Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия в октябре 1999 года.

Особую значимость имело развитие инновационных тенденций в образовании. В 1995-1996 учебном году Указом Президента Республики Калмыкия № 181 одобрена программа действий Министерства образования по освоению, внедрению методической системы укрупнения дидактических единиц академика П.М.Эрдниева. В этот же период утверждена программа "Дети Калмыкии", которая включает подпрограммы "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети". Реализация Указа № 129 "О государственной поддержке развития шахматного движения республики" также началась с 1 сентября 1995-1996 учебного года: в образовательных учреждениях введен предмет "Шахматы", как обязательный элемент национально-регионального компонента. В настоящее время шахматным всеобучем охвачена полностью I ступень общего образования, на II и III ступени предмет "Шахматы" рекомендован в качестве предмета по выбору.

Во исполнение Указа № 217 "О государственной поддержке системы образования Республики Калмыкия" осуществлялось целевое финансирование республиканских, зональных и российских олимпиад, проведение ежегодных конкурсов "Детский сад года", "Школа года", "Воспитатель года", "Учитель года" и т.д.

В целях поддержки интеллектуально одаренных детей Министерство образования и науки Республики Калмыкия принимает меры по расширению олимпиадного движения.

За период с 1996 по 2002 год в республике успешно развивалась экспериментальная деятельность.

Так, 2001-2002 учебном году в системе образования республики функционировало уже 13 экспериментальных площадок. В отчетный период успешно завершена опытно-экспериментальная деятельность в ряде образовательных учреждений, по итогам эксперимента подготовлены к изданию несколько наименований учебно-методических пособий, в т.ч. по итогам экспериментальной апробации нового содержания в национальном детском саде "Сайгачонок" в п.Кетченеры, ДОУ "Булг" п.Оргакин Ики-Бурульского района, ДОУ № 26, национальной прогимназии, Элистинской многопрофильной гимназии, Эрдниевской СШ Юстинского района, по отработке новых педагогических технологий в СШ № 23 г.Элиста, по отработке структуры и содержания в системе непрерывного образования в СШ № 12 г.Элиста.

В 2001-2002 учебном году 32 образовательных учреждений республики вступили в широкомасштабный федеральный эксперимент по отработке новой структуры и содержания средней (полной), общей школы.

В целях повышения интеллектуального потенциала учащихся сельских школ министерством была организована стажировка школьников 10-11 классов на базе инновационных образовательных учреждений г.Элисты.

Всего стажировкой было охвачено 228 старшеклассников практически из всех районов республики.

Значительное внимание уделялось органическому встраиванию инновационных процессов в программы федерального и международного уровня. Так, республиканская программа "Одаренные дети" с января 1999г. усилиями министерства является федерально-региональной; ежегодно школьники и педагоги республики принимают активное участие в российско-американской программе "Акт в поддержку свободы", организованной Американским Советом преподавателей русского языка и литературы при поддержке Министерства образования Российской Федерации. Всего за эти годы в программе участвовали 1153 школьников и 197 педагогов республики, из них финалистами программы, получившими возможность стажировки в школах США стали 30 учащихся и 9 педагогов

В целях реализации провозглашенного в Законе "Об образовании" разграничения полномочий между органами управления различных уровней (ст.30,31) министерством проведены семинары-совещания с руководителями органов местного самоуправления, районных отделов образования по вопросам обеспечения Конституционного права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; увеличению самостоятельности учреждений в реализации вариативной стратегии развития, созданию правовых и экономических гарантий и х успешного функционирования и развития.

Министерством разработаны программы развития образования Республики Калмыкия "Русский язык", ведется работа над проектами целевых республиканских программ "Педагогические кадры", "Школьный учебник"

Республиканское общее образование представлено 229 дневными, 3 вечерними образовательными учреждениями, в них обучается 55136 учащихся.

Процесс изменения содержания образования идет на основе социального заказа на федеральном, региональном, муниципальном, управленческом уровнях, в результате которого формируется саморазвивающаяся, самореализующаяся личность ученика в соответствии с Законом РФ "Об образовании".

В целях повышения качества общего образования создана сеть инновационных учреждений образования, которая представлена сегодня 3 лицеями (ЦООД РК "Элистинский лицей", ЭТЛ, педлицей при Элистинском педколледже), 5 гимназиями (Национальная, Элистинская классическая, Элистинская многопрофильная, Кетченеровская, Комсомольская

Реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом РФ "Об образовании" являются приоритетными направлениями совершенствования республиканской системы образования и получат дальнейшее свое развитие в 2002-2003 учебном году.

В целях улучшения дошкольного воспитания в условиях обновления содержания образования особое внимание уделялось инновационным процессам, вопросам регионализации дошкольного образования. О необходимости объединения усилий дошкольных работников и учителей классов в решении общих задач, связанных с развитием личности ребенка, говорит возросшее стремление к созданию комплексов "Детский сад-школа", а также учреждений прогимназического типа.

В целях реализации республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005гг." Министерством образования и науки Республики Калмыкия проводилась целенаправленная работа по компьютеризации сельских учреждений основного и среднего (полного) общего образования. Так, в 155 сельских школ поставлено компьютерного оборудования на общую сумму 10474888 (Десять миллионов четыреста семьдесят четыре тысячи восемьсот восемьдесят) рублей, в том числе 3744632 рубля из республиканского бюджета.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды в 2001-2005гг." Министерством образования и науки внесены соответствующие предложения Правительству Республики Калмыкия о поставке компьютерного оборудования для городских и поселковых школ республики. В этих целях заключены договора с Калмыцким госуниверситетом по разработке учебно-методических комплексов по новым информационным технологиям и организации повышения квалификации 124 учителей информатики базовых предметов городских образовательных учреждений Республики Калмыкия.

Национальная система образования

Начав свое развитие с 24 национальных классов, открытых в 1993 году, национальная система образования республики за отчетный период выросла в разветвленную сеть национальных образовательных учреждений. В настоящее время можно говорить не только о количественном, но и о качественном росте национальной системы образования.

Так, сегодня в Республике Калмыкия функционируют различные модели и типы национальных образовательных учреждений:

  • национальные группы;
  • национальные детские сады;
  • национальные начальные школы;
  • национальная прогимназия;
  • национальная гимназия;
  • школы с углубленным изучением калмыцкого языка.

Известно, что функционирование и дальнейшее развитие языка осуществлялось и осуществляется преимущественно через сферу образования, начиная с детских садов до ВУЗа, охватывая, таким образом, практически все население.

В дошкольных образовательных учреждениях сегодня действуют национальные группы по всем пяти возрастным категориям. Дети не только углубленно изучают родной язык, но и знакомятся на занятиях с историей, культурой, бытом, традициями семейного воспитания, обучаются элементам народного прикладного искусства, ремесел, национальных видов спорта, калмыцких подвижных игр. В программу детских садов повсеместно введен национально-региональный компонент, включающий знакомство с культурой и традициями калмыков и народов, проживающих в республике.

В соответствии с Законом Республики Калмыкия "О языках народов Республики Калмыкия" от 21.10.1999 года, Основным Законом Республики Калмыкия "Степное уложение" (ст.14,15,16,17), Указами Президента Республики Калмыкия по возрождению калмыцкого языка, а также согласно плана работы деятельность Министерства образования была направлена на координацию действий РИПКРО, КЦИОЯ, Элистинский педколледж, факультет калмыцкой филологии и культуры КГУ, КИГИ РАН, руководителей районных отделов образования и учителей калмыцкого языка и литературы по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной системы образования, обновлению содержания национального образования, удовлетворению национально-культурных запросов населения.

Особое внимание уделяется изучению калмыцкого языка как государственного, в 2002 году калмыцкий язык изучают во всех образовательных учреждениях республики - ДОУ, общеобразовательных школах, ПУ, ПЛ и ССУЗах. Так, в 2002 году калмыцкий язык в общеобразовательных школах изучали 39705 учащихся, в том числе нетитульной национальности 8217 учащихся (приложение № 11).

В целях приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, духовному богатству народа, пропаганды языка стали традиционными республиканские олимпиады по родному языку и родной литературе, конкурсы "Юные эрудиты", "Цаган Ботхн", "Джангрин ачнр".

1995-1996 у.г. стал по своему историческим годом, был проведен первый выпуск национальных классов в школах республики. В связи с этим была подготовлена специальная программ практических мероприятий, одобренная и утвержденная администрацией Президента Республики Калмыкия и Правительством Республики Калмыкия. В числе мероприятий было комплексное отслеживание обучения в национальных классах, подготовка специальных свидетельств об окончании начальной школы на родном языке и Похвальных листов для учащихся, окончивших I ступень на "4" и "5", а также выпуск в газете "Хальмг Унн" тематической полосы, проведения торжественных линеек.

За Президентом Республики Калмыкия были приняты Указы: № 87 от 17.05.1998 года "О мерах по дальнейшему возрождению и развитию калмыцкого языка" и № 203 от 05.11.1998 года "О мерах поэтапного введения реформированной орфографии калмыцкого языка". 2001 год знаменателен тем, что было принято специальное распоряжение Президентом Республики Калмыкия за № 63-рп от 04.07.2001г. "О развитии национальной системы образования республики".

Разработана Программа по развитию и совершенствованию калмыцкого языка в соответствии с принятым Законом "О языках народов Республики Калмыкия".

В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 303 от 14.03.1997 года "О федеральной целевой программе социально-экономического и национально-культурного возрождения калмыцкого народа" разработаны проекты "Сохранение, развитие и совершенствование калмыцкого языка" и "Развитие национальной школы". В 2001 году Министерством образования и науки подготовлена республиканская целевая программа "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия (2002-2006гг.)", которая в феврале 2002 года утверждена специальным постановлением Правительства Республики Калмыкия. В соответствии с Распоряжением Президента Республики Калмыкия "О развитии национальной системы образования" разработано Положение о ежегодной премии Президента РК "Келни билг".

В целях поддержки и стимулирования педагогов национальных классов впервые разработано Положение о республиканском конкурсе "Учитель национального класса", 15 педагогов республики - учителя национальных классов и калмыцкого языка поощрены Президентом Республики Калмыкия поездкой в Синьцзянь-Уйгурский автономный район КНР в июле 2002 года.

Для пропаганды родного языка, его сохранения и дальнейшего развития проведены:

  • Республиканский конкурс сочинений на калмыцком языке, посвященный юбилеям Д.Н.Кугультинова (к 75 и 80-летию);
  • Олимпиады по родному языку и литературе;
  • Смотр-конкурс кабинетов калмыцкого языка в ДОУ, школах, ПУ и ССУЗах.

Республиканский конкурс, посвященный юбилею народного художника России Г.О.Рокчинского;

  • I Республиканская Олимпиада среди учащихся общеобразовательных школ по истории и культуре родного края;
  • I Республиканская "Джангариада" среди учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов;
  • Республиканский конкурс сочинений по творчеству народного писателя Калмыкии А.Б. Бадмаева, посвященный 75-летнему юбилею;
  • I Республиканский фольклорно-этнографический фестиваль среди учащихся общеобразовательных школ.

Министерством образования и науки проведены три международных семинара под эгидой ЮНЕСКО, более 30 международных и республиканских научно-практических конференций по проблемам языка, этнопедагогики и этнопсихологии. В их числе:

  • Международная научно-практическая конференция "Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания",
  • Международный семинар "Языки народов России: перспективы развития",
  • Международная научная конференция к 360 летию хана Аюки "Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России".

2000-2001 учебный год стал знаменательным для педагогов республики тем, что впервые в общеобразовательных школах был введен обязательный экзамен по региональному предмету "Калмыкий язык" и "Калмыцкая литература". Начиная с этого учебного года учащиеся 9 и 11 -х классов на итоговой аттестации выпускников стали сдавать обязательный экзамен по данным предметам.

В общеобразовательных школах республики обучаются учащиеся более 60 национальностей, поэтому в целях создания поликультурного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях республики изучаются языки народов, компактно проживающих в республике.

В образовательных учреждениях Республики Калмыкия изучаются языки следующих национальностей, компактно проживающих в Республике Калмыкия: аварский язык (Прикумская СШ Черноземельского района); казахский язык (Эрдниевская СШ и Бергинская СШ Юстинского района, Лаганская СШ № 1 Лаганского района); даргинский язык (Манычская СШ Ики-Бурульского района) Ведутся кружки по изучению культуры, традиций и обычаев этих народов - кружок "Традиции и обычаи казахского народа" Эрдниевская СШ Юстинского района, Прикумская СШ Черноземельского района, изучение чеченского языка и фольклора в Бага-Чоносовской СШ Целинного района. Калмыцкий язык в настоящее время изучают 39789 учащихся, в том числе 7718 учащихся нетитульной национальности

Развитие национальной системы образования - неотъемлемая составная часть духовного обновления республики, формирования гражданского общества, становления правового государства. Для нашей республики, нашего народа, переживающего трагедию депортации, геноцида, этот созидательный процесс имеет свое особое измерение, как ускоритель возрождения национальной культуры, жизнестойкости этноса, приобщения молодых поколений к духовным ценностям, традициям и обычаям предков.

Воспитание и дополнительное образование.

В 1996-2002 годы в Калмыкии осуществлялась целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовно-нравственной ориентации подрастающего поколения на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказании помощи учащимся в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессионального становления.

В течение этого периода в республике решались задачи комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса во взаимодействии с заинтересованными министерствами, ведомствами, общественными организациями по следующим направлениям:

  • возрождение патриотизма, воспитание учащихся на этнопедагогических традициях народов Калмыкии;
  • гуманизация, психологизация и гуманитаризация воспитания;
  • правовое воспитание и образование, формирующие правосознание, правовую культуру; воспитание толерантного сознания учащихся;
  • формирование здорового образа жизни, профилактика злоупотребления психоактивных веществ, вредных привычек;
  • система непрерывного экологического, художественно-эстетического, физического воспитания;
  • развитие дополнительного образования.

Формированию у детей духовно-патриотических ценностей учащихся, сохранению и развитию чувства гордости за свою Родину способствуют мероприятия в рамках реализации Концепции военно-патриотического воспитания.

В образовательных учреждениях республики сегодня функционируют 44 музея боевой и трудовой славы, этнографии, что на 7 больше, чем в 1996 году. Около 2.5 тыс.юных краеведов объединены в детское движение "Бичкн торскн", более 7 тыс.детей ежегодно выезжают на экскурсии по городам России. Учащиеся получают дипломы I, II и III степеней на Всероссийских олимпиадах по школьному краеведению. В рамках операции "Ветеран", "Забота" проведено свыше 700 концертов, 1200 встреч с участниками Великой Отечественной войны, военных событий в Афганистане, Чечне, чему способствовали памятные даты (50 и 55-летие Победы, юбилей Б.Б.Городовикова, Г.Жукова и др.)

Приоритетным направлением в экологическом воспитании детей является экологизация образовательного процесса, развитие учебно-исследовательской, опытнической деятельности учащихся.

В республике функционируют детские объединения технического и художественного творчества.

Происходит активное обновление содержания организационных форм и технологий деятельности учреждений дополнительного образования, педагоги работают по авторским или адаптированным программам. Так, из 36 педагогов дополнительного образования, принимавших участие во Всероссийских конкурсах авторских программ, 23 были отмечены жюри; 9 работ награждены Дипломами II-III степеней.

В целях повышения педагогического мастерства организаторов воспитательной работы, их профессиональной квалификации отделом воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Калмыкия проведены республиканские семинары руководителей образовательных учреждений по вопросам воспитания детей и подростков, организации летнего отдыха, работы с "трудными" подростками, совершившими противоправные действия.

В рамках Соглашения Министерства образования и науки Республики Калмыкия и Программы "Проект ХОУП""в 2001 году в 5 школах республики проводится эксперимент по внедрению обучающих программ "Полезные навыки" и "Полезные привычки", направленных на профилактику с наркоманией.

Министерством образования и науки Республики Калмыкия разработана программа "Формирование установок толерантного сознание и профилактика экстремизма в Республике Калмыкия", направленная на воспитание гражданственности, веротерпимости.

Во исполнение Президентской программы "Дети Калмыкии" организованным отдыхом в период с 1996 года было охвачено около 170 тыс. детей. В приоритетном порядке обеспечивался отдых детей, нуждающихся в государственной поддержке. По инициативе Президента Республики Калмыкия с 1998 года более 800 детей отдохнули в МДЦ "Артек", более 350 -в ВДЦ "Орленок".

Совместно с Министерством по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, подростки принимают активное участие в республиканских фестивалях "Хамдан", организуют семинары-тренинги.

Отделом воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Калмыкия проводится целенаправленная работа в рамках Программы развития воспитания в системе образования республики по созданию моделей воспитательных систем, привлечению к проблеме воспитания широкой педагогической, научной и родительской общественности, гуманизации воспитания на основе личностно-ориентированного подхода.

Начальное профессиональное образование

За 1996-2002 годы в республике сложилась формируемая на принципах регионализации и муниципализации образовательная система начального профессионального образования (НПО), практически полностью обеспечивающая потребности населения.

За последние три года в системе НПО произошли качественные изменения: на базе действующих профессиональных училищ созданы учреждения нового типа: центр непрерывного профессионального образования (на базе ПУ № 3), профессиональные лицеи на базе ПУ № 2, ПУ № 7, ПУ № 1, ПУ № 6. В 2002 году ПЛ № 2 (г.Элиста) реорганизован в Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж.

Начиная с 1996 по 2002 г. наблюдается постепенный рост выпускников, получивших дипломы с отличием (от 50 до 60 человек).

Доля молодых рабочих - выпускников профессиональных училищ, получивших повышенные разряды в 1996-2002 гг. изменилась от 9,0 до 12,1 % в сторону заметного увеличения.

Спектр профессий и специальностей, предлагаемый профессиональными училищами ежегодно насчитывает около 30 их наименований.

Важным моментом модернизации начального профессионального образования является развитие инновационной, научно-исследовательской деятельности.

В сентябре 2001 года четыре учебных заведения - ПЛ-2, ПЛ-6, ПЛ-7 (г.Элиста), ПУ-8 (п.Яшкуль) представили авторские проекты культурно-образовательных инициатив на установленную сессию Института образовательной политики "Эврика".

Система профессионального образования оперативно ориентируется на законы рыночной экономики, вносит оперативные корректировки профессий с учетом меняющейся ситуации на рынке труда.

Так, на основе договоров со службой занятости в 2001 году подготовлено и переподготовлено 204 человека против 142 в 2000 году.

Для учреждений профессионального образования главным критерием качества работы является трудоустройство выпускников, их глубокая профессиональная ориентация.

Кадровый потенциал учреждений начального профессионального образования характеризуется тем, что общее количество работников составляет 850 человек, из них инженерно-педагогический персонал - 215 человек, мастера производственного обучения - 196 человек.

Образовательный потенциал педагогических работников системы начального профессионального образования стабильно высок: 92 преподавателя и 30 % мастеров производственного обучения имеют высшее образование.

В республике идёт активная работа по внедрению в учреждениях начального профессионального образования государственных образовательных стандартов и мониторинга. Три городских учреждения НПО утверждены в качестве опорных по разработке, апробации и реализации в учебном процессе образовательных стандартов НПО.

В основу позитивных преобразований в системе НПО РК был заложен эволюционный путь - путь обновления содержания образования, переход к программно-целевому управлению.

7 июня 2002 года состоялась защита II этапа реализации Программ развития на среднесрочную перспективу.

Повышение качества образования, значимости и престижа рабочих профессий остается одной из важнейших задач.

Среднее профессиональное образование

В республике функционируют 7 учреждений среднего профессионального образования, в которых целенаправленно и успешно осуществляется реализация государственной образовательной политики, удовлетворяющей права личности на получение качественного профессионального образования и социальную защиту учащейся молодежи.

Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова сегодня является учебно-педагогическим комплексом "Лицей-колледж-ВУЗ". За шесть лет колледж выпустил свыше 2000 специалистов.

В соответствии с национальной доктриной Российской Федерации, концепцией национальной политики Республики Калмыкия на 2001-2004гг., республиканской программой по возрождению калмыцкого языка и языков других народов колледжем создана собственная Программа подготовки и выпуска квалифицированных специалистов для начальных национальных школ, классов, групп ДОУ, вошедшая в проект "Наука Калмыкии" и республиканскую целевую программу "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2002-2006гг.".

Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова развивает связи с другими образовательными учреждениями, как в содержательном, так и в организационном аспекте. Получило новую форму развития сотрудничество с Кубанской государственной Академией физической культуры (КГАФК): с 2001 года открыто представительство КГАФК с последующей перспективой открытия филиала для реализации непрерывного образования выпускников колледжа в г.Элисте по заочной форме обучения. В настоящее время колледж занят подготовкой квалифицированных кадров для коррекционой педагогики с целью создания в перспективе дополнительной специализации по данному профилю. Так, в 2002 году на кафедру коррекционной педагогики Марийского педагогического института для продолжения образования направлены 3 выпускника дошкольного отделения, окончивших ЭПК им.Х.Б.Канукова с отличием.

Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой является единственным в республике учреждением по подготовке медицинских работников для лечебных учреждений. Колледж располагает хорошо оснащенной учебно-материальной базой: 38 учебных кабинетов полностью обеспечены учебно-методическим комплексом по профилю специальностей, создано 12 учебных комнат в лечебных учреждениях города, имеется компьютерный класс, который подарил к 60-летнему юбилею колледжа Президент Республики Калмыкия. За последние 6 лет в 3 раза увеличен библиотечный фонд.

Колледж выпустил более 2000 специалистов, 80 % которых успешно трудятся в системе здравоохранения республики.

Учебный процесс в медицинском колледже осуществляют 65 преподавателей. При медколледже функционирует Факультет повышения квалификации для среднего медицинского персонала республики. В октябре 2001 года проведена государственная аттестация Калмыцкого медицинского колледжа с оценкой "отлично".

Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж удовлетворяет потребности молодежи в экономических, юридических, коммерческих знаниях и умениях.

С целью повышения качества педагогических кадров учебное заведение развивает научно-методическую работу, вот уже несколько лет колледж работает над освоением гуманистической концепции и технологии личностно-ориентированного образования, второй год участвует в российском эксперименте по внедрению дистанционного обучения (ДО).

Элистинский автомобильно-дорожный колледж является еще одним средним профессиональным образовательным учреждением.

В целях реализации концепции непрерывного образования в 1998 году при Элистинском автомобильно-дорожном колледже открыто лицейское отделение, учащиеся которого заканчивают курс общеобразовательной школы и получают специальность "оператор ЭВМ" и "слесарь по ремонту автомобилей". Заключены договора с энергетическим факультетом Южнороссийского государственного технического университета и Институтом транспортного строительства Волгоградской архитектурно-строительной академии о дальнейшей подготовке студентов Элистинского автомобильно-дорожного колледжа.

В колледже сформирован квалифицированный педагогический состав, 5 преподавателей имеют звание "Заслуженный учитель Республики Калмыкия". В настоящее время в Элистинском автомобильно-дорожном колледже обучается около 2000 студентов по 10 специальностям.

В целях совершенствования системы многоуровневой подготовки специалистов в декабре 2002 года профессиональный лицей № 2 реорганизован в учреждение среднего профессионального образования под названием Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж, в котором образовательный процесс осуществляется по 5 специальностям.

Калмыцкий техникум экономики, статистики и информатики является государственным образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс на принципах полного самофинансирования.

В техникуме действует структура дополнительного профессионального образования (ДПО), предоставляющая возможность получения перспективных на российском рынке труда специальностей.

Техникум в рамках непрерывного профессионального образования с 1996 года сотрудничает с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Выпускники техникума и других учебных заведений могут продолжить свое обучение для получения высшего образование в форме экстерната по технологии дистанционного образования.

Высшее образование


Калмыцкий госуниверситет, 1-й корпус
Калмыцкий государственный университет - основной центр высшего образования в республике.

В университете преподавательскую работу ведут 454 преподавателя, в том числе 226 кандидатов и доцентов, 37 профессоров и докторов наук.

В университете работает академик Российской Академии образования П.М.Эрдниев, научные труды которого широкого известны в России и в ряде зарубежных стран.

Калмыцкий университет наладил обмен студентами с Монголией, Китаем и другими странами. Университет участвует в совместных международных программах со многими вузами и научными центрами других стран.

В 1995 г. по инициативе Астраханского технического и Калмыцкого университетов создана Ассоциация университетов Прикаспийских государств, членами которой стали 22 вуза России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Ирана. Цель Ассоциации - создание общего информационного, культурного, научного и образовательного пространства в регионе. Этот шаг был вызван озабоченностью всех членов этой организации судьбой Каспия. В центре внимания вузов, входящих в Ассоциацию, - укрепление взаимопонимания между народами региона на основе лучшего информационного обмена во всех областях жизни, сохранение региона как зоны мира и добрососедского сотрудничества. Особое внимание уделяется также проблемам экологии Каспийского бассейна, сохранения и воспроизводства биоресурсов и рыбных запасов. Проведено несколько международных научных конференций по данной тематике.

В Республике Калмыкия функционирует, имея лицензию на осуществление образовательной деятельности, 8 филиалов высших учебных заведений России, одними из первых свою деятельность начали 2 филиала:

Калмыцкий филиал Московского открытого социальный университета был создан в 1993 году как Калмыцкое отделение Северо-Кавказского филиала МОСУ, а затем получил в 1998 году статус филиала.

Калмыцкий филиал МОСУ ведет подготовку по двум специальностям: юриспруденция и психология.

Калмыцкий филиал Московской финансово-юридической Академии создан под конкретные программы в сфере подготовки специалистов, в первую очередь экономистов-менеджеров. В 2002г. состоялся первый выпуск специалистов, которые успешно защитили дипломные работы в головном вузе - Московской финансово-юридической Академии. В этом филиале подготовка кадров в области управления и экономики ведется под руководством опытного специалиста - О.В.Тюриной.

Элистинский филиал СГИ начал свою деятельность, как структурное подразделение Современного Гуманитарного института (г.Москва), применяющего форму подготовки специалистов с высшим образованием - дистанционное обучение - в 1996 г.

Филиал является неотъемлемой частью СГИ. Филиалом руководит высококвалифицированный специалист в области педагогики, Советник Президента Республики Калмыкия по вопросам образования доцент, заслуженный учитель Республики Калмыкия Д.Э.Бухаев.

Структура подготовки в Элистинском филиале строится на организационно-методической основе концепции многоступенчатой системы подготовки специалистов по программам нескольких уровней.

В соответствии с указанной выше лицензией вузовская подготовка осуществляется по очной (4 года) и заочной (5 лет) формам обучения с использованием технологии дистанционного обучения:

  • на базе среднего полного общего образования с присвоением квалификационной степени "бакалавр";
  • на базе среднего специального образования.

Контингент обучающихся на момент проверки составил по очной форме обучения - 359 студента, по заочной - 168, общее количество обучающихся в филиале составило - 527.

Обучение в филиале осуществляется по технологии дистанционного обучения с ориентацией студента на практическое и самостоятельное освоением образовательных программ на основе новых учебных методик и полным обеспечением каждого студента учебно-методическим материалом.

СГИ открывает уникальные возможности приобретения знаний американской и европейской деловой терминологии, навыков составления различной документации, знакомства с практикой функционирования фирм в условиях международных рыночных отношений черед ряд международных образовательных программ, в реализации которых принимает участие и филиал, в частности - в Кембриджской программе.

Администрация филиала выступила инициатором заключения двусторонних договоров с администрациями районов, школ, городов по развитию дистанционного образования в республике, внедрению новейших информационных технологий в учебный процесс с целью вхождения в мировое обрзовательное пространство.

За период с 1999 года по 2002 год в Республике Калмыкия открыты также филиалы ВУЗов, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования:

  • Калмыцкий филиал Российского государственного гуманитарного университета, осуществляющий подготовку по следующим специальностям: историко-архивоведение, документоведение, прикладная информатика, финансы и кредит, музеология;
  • Калмыцкий филиал Московского государственного открытого педагогического университета готовит работников образования;
  • Калмыцкий филиал Московской академии экономики и права осуществляет подготовку по экономическим и юридическим специальностям;
  • Институт экономики и права при Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова и Калмыцкого государственного университета обучает студентов по экономическим и юридическим специальностям;
  • Филиал Таганрогского радиотехнического университета готовит инженеров в области радиотехники, информатики и вычислительной техники;
  • Калмыцкий филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики осуществляет подготовку менеджеров в различных областях.